Неисчерпаемый веер вариаций: Как рождалось звуковое оформление спектакля «7САМУРАЕВ»

05 октября 2020

Спектакль «7САМУРАЕВ», а если быть точнее – генеративная опера, населен необычными, словно потусторонними звуками. Актриса произносит свою реплику, а ей вторит гудение, завывание, звон. В первых двух частях постановки самураи готовятся к бою, чтобы в финальной части исполнить заклинающее, магическое песнопение. Что за звуки возникают в спектакле, что за музыка звучит в финале и как создается «неисчерпаемый веер вариаций», мы спросили у композитора спектакля «7САМУРАЕВ», саунд-артиста Владимира Бочарова.

Как рождалось звуковое оформление спектакля? Что поют актрисы?

– В спектакле «7САМУРАЕВ» актрисы инициируют музыкальное сопровождение собственными голосами. Можно сказать, что они «поют» на протяжении всего спектакля, даже если говорят. Для каждого из семи самураев я разработал цепочку эффектов – патч, который обрабатывает звук, поступающий из микрофона, и либо трансформирует его, либо активирует заранее подготовленную звуковую фактуру (ее поведение также изменяется в зависимости от периодичности звукового сигнала, уровня громкости и частотных характеристик).

Таким образом, всё музыкальное сопровождение (за исключением единственной заранее записанной композиции – интерлюдии, звучащей при закрытом занавесе) создается в реальном времени из и при помощи голосов актрис.

В заключительной части спектакля актрисы исполняют вокальную импровизацию в жанре гагаку. Гагаку (буквально «изысканная музыка») – жанр японской классической музыки. Принципы и законы гагаку также применялись для создания патчей обработки голосов.

Режиссер говорил, что каждый показ спектакля уникален. Это относится и к звуковой части тоже?

– Безусловно. Это и было задачей, чтобы музыкальный узор, складывающийся из множества элементов, в принципе не имел возможности повториться. Это как с калейдоскопом: вы можете запомнить все отличительные особенности отдельных элементов, но узор, в который они складываются, каждый раз будет уникален.

Каждый патч обработки голоса от раза к разу не повторяет в точности своего поведения. Более того, патчи не закреплены за определенным человеком, перед каждым спектаклем они распределяются в случайном порядке. А если еще учесть, что порядок текстов и вокальных партий в спектакле также всякий раз случайно генерируется перед спектаклем, то на выходе мы имеем неисчерпаемый веер вариаций.

Кстати, для инсталляции, предваряющей спектакль в фойе, была создана ещё одна генеративная композиция, звучание которой изменяется при поступающем из микрофона сигнале. Этакий открытый генеративный микрофон для всех желающих.

Что за жанр такой, генеративная опера? Много ли выходило ранее спектаклей в жанре «генеративная опера»?

– «Генеративная опера» – это наша формулировка, наиболее точно описывающая то действо, что мы создавали. Лично я не встречал такого определения прежде, хотя оно наверняка не ново. В самом принципе/подходе тоже нет ничего нового и ультрасовременного. Генерация музыки известна еще со времен Гайдна и Моцарта, отличается лишь инструментарий, доступный в тот или иной период времени. Для меня работа над этим спектаклем – первый опыт работы с генеративной музыкой в театре.

Спектакль «7САМУРАЕВ» вернется на большую сцену 7 октября. Заказ и бронирование билетов здесь.

Источник: Псковский академический драматический театр имени А.С. Пушкина


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!