О «Женитьбе Бальзаминова» и не только

25 ноября 2015

9 и 10 декабря один из лучших театров Петербурга покажет в Пскове свой легендарный спектакль «Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова»

«Грезы любви, или Женитьба Бальзаминова» - спектакль особый: как в биографии худрука Григория Козлова, так и в истории театра «Мастерская». Именно с постановки по пьесе Островского пять лет назад и начинался молодой питерский театр. Он вырос из учебного театра Санкт-Петербургской театральной академии «На Моховой», где Григорий Козлов собрал и выпестовал собственный актерский курс. Ситуация почти идеальная для театрального режиссера: коллектив юных энтузиастов и единомышленников строит «с нуля» новый репертуарный театр-дом под руководством признанного мастера. В том же 2010-м «Мастерская» Козлова переехала на Октябрьскую набережную, в освободившиеся помещения переехавшего театра «Буфф», с чудным видом на Неву.

«Мастерская» живет и работает в традициях русского психологического театра, говорится в аннотации на сайте театра, максимум внимания уделяя персонажу, его заботам и чаяниям, неизменно веруя в высокое предназначение личности и гуманизм. Чем и привлекает своего зрителя. При этом художники «Мастерской» не чужды экспериментам – концептуальным, драматургическим, постановочным, визуальным, но самых разных авторов и спектакли объединяет одно – искренний интерес к подробностям индивидуального бытия, к человеку как таковому.

9 ноября в театр на набережной пришло очередное признание от коллег: худруку «Мастерской» Григорию Козлову была вручена Высшая театральная премия Петербурга «Золотой софит» имени Георгия Товстоногова - «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Надо ли здесь добавлять, что этот успех более чем закономерен. Достаточно бегло взглянуть на афишу, на «избранное» названий, чтобы осознать - перед зрителем, неискушенным или проницательным, открывает двери очень самобытный и неожиданный петербургский театр. «Идиот. Возвращение», «Иван и Чёрт», «Братья Карамазовы», «Дни Турбиных», «Тихий Дон», «Носороги», «Старший сын», «Москва-Петушки», «Том Сойер», «Малыш и Карлсон», - целый мир русской и мировой классики в оригинальных интерпретациях и сценических преломлениях.

- Григорий Михайлович, вы довольно поздно пришли в театр, по-существу, уже зрелым человеком. Как так получилось?

- Мне театр нравился всегда, но дело в том, что я был довольно инфантильным существом, и сначала решил получить «серьезную» профессию. - Начал свой рассказ о театре и своем месте в нем Григорий Козлов. - Я отучился в кораблестроительном институте, отработал три года по специальности, и только когда пришел край: «все, не могу больше!», - решился на перемену участи, решил посвятить свою жизнь театру. Я, когда учился в «корабелке», очень часто ходил в театр, много смотрел спектаклей, и, слава богу, у нас самодеятельность хорошая была в «корабелке», и вообще круг людей сложился у нас интересный, технари, профессура блестящая. Но когда я понял, что все попробовал, что больше не могу, решил бросить работу и поступать в театральный институт. И спасибо маме, что она меня тогда поддержала, еще долго кормила, поила и не позволяла глупостями заниматься. В 83-м году я поступил... значит, 32 года я занимаюсь этим делом. Первый свой спектакль, который действительно получился, я поставил в 1989-м году.

- Отсюда и выбор «Женитьбы Бальзаминова» для постановки? В одном из своих интервью вы говорили, что спектакль чуть ли не «автобиографический». Это как?

- Как мне кажется, многим нашим мужчинам следует вовремя оторваться от мамы. Потому что всепобеждающая материнская любовь часто вредит мужчине. Понимаете, когда ты у нее один... Отец у меня тоже очень хороший человек, но они с мамой отдельно жили, и мама всю жизнь посветила мне. Я бы мог так и до ста лет существовать рядом с мамой, если бы она была жива. И вот, когда она ушла, то мы решили посвятить спектакль ее памяти. Это был мой день рождения и одновременно премьера. И мое посвящение маме. Мне хотелось маме спектакль посвятить. У меня был юбилей, и мы сыграли этот спектакль.

- Вы худрук не только театра «Мастерская», но и Псковского театра имени Пушкина. Это значит, что гастрольная история «Мастерской» в Пскове надолго? Вы и другие спектакли покажете?

- Думаю, да. Мы очень хотим привезти в Псков «Старшего сына» Вампилова, другие наши спектакли. А «Бальзаминова» мы возили везде. И во Франции играли, и в Москве, и в Ростове-на-Дону. И везде принимали хорошо.

- В Псков в декабре вы везете еще детский спектакль «У ковчега в восемь» современного немецкого драматурга Ульриха Хуба...

- Да, и у «Ковчега» тоже хорошая гастрольная история. Поэтому мы выбрали и этот спектакль для показа в Пскове.

- Как режиссер, как художник, вы формулируете для себя, в чем успех вашего театра?

- Про себя говорить трудно. Но, наверное, в зрительском успехе важную роль играет актерский ансамбль. Прежде всего. Ведь все ребята одной школы, одной театральной веры.

- Театр «Мастерская» по питерским меркам находится на отшибе. Но зритель все равно к вам ходит. Это что, грамотный маркетинг, пиар или, как раньше, в до-интернетовскую эпоху, сарафанное радио?

- И сарафанное радио, и хороший маркетинг, все в совокупности. Мы этим всем серьезно занимаемся. Но надо понимать, что маркетинг может быть самым наилучшим, а зритель в театр не пойдет. Здесь нужно творческое подтверждение предложению. Люди, которые приходят к нам в театр впервые, потом ходят еще и еще, и приводят с собой новых зрителей - своих родных, знакомых. К нам очень много зрителей из Москвы приезжает, специально в наш театр. Люди интересуются. И артисты приходят постоянно, известные и хорошие. Я уж не буду фамилии называть.

- Как долго рождается полноценный молодой театр, сколько нужно для этого времени? Вот педагог выпускает своих студентов и одновременно создает свой театр. Классический пример - любимовская «Таганка»... Вы профессор, вы преподаете, и название не случайно: «Мастерская». Насколько это типичная история для отечественного театра?

- Я ни в коем случае не сравниваю с другими театрами, но в общем история для русского театра достаточно типичная. Вот несколько высоких примеров. Вахтанговская студия, «Современник», театр «Мастерская Петра Фоменко», театр «Студия театрального искусства» Сергея Женовача, «Табакерка» Олега Табакова. Каждый учитель мечтает об этом - создать свой театр. И ребята одной театральной школы этого хотят. У нас практически все артисты свои, два курса. Только два актера из других школ, но они тоже давно как свои.

- Как бы вы определили свой метод?

- Подход ― подробное репетирование, плотность актерского существования.

- А если попробовать расшифровать?

- Часто в театре актеры играют медленно, а мы пытаемся воспроизвести такое «потоковое сознание». Мы пытаемся это состояние, эту атмосферу передать. Это долго рассказывать, и на самом деле не возможно рассказать, это надо увидеть.

- Вы сначала ищете тему, идею, а потом литературный материал? Или исходите из литературного текста? В вашем театре, судя по репертуару, значительно место занимают не пьесы, а авторские инсценировки прозы.

- Все по-разному. Но очевидно, что прежде всего должны быть исполнители на те или иные роли. Понимаете? Если бы не было Максима Студеновского, если бы я не увидел в нем Бальзаминова, то эту пьесу Островского я бы просто не взялся ставить.

- А вы считаете, что это вообще актуальная тема для сегодняшнего дня ― инфантилизм внешне взрослого мужчины?

- Как мне представляется, да. Очень актуальная. Я в 17 лет поступил в «корабелку». Потому, что мама не хотела, чтобы я в армию шел, а получил хорошее техническое образование. Еще какие-то были обстоятельства... Потом пошла реальная жизнь, где я ездил в стройотряды. По театрам ходил. Было такое мечтательное существование в жизни. Мечта, сон ― выше, чем окружающая нас реальность. И Бальзаминов ведь тоже живет мечтами. Мечты усложняются. Приходит первая любовь, какие-то испытания, и оказывается, что ты не можешь ничего сделать. Грубо говоря, возникли вопросы: «Вот ты инженер, а что ты можешь в этой жизни сделать?» Созревало что-то такое внутри, и все твои мечты, глупости, шалости мама поддерживала. И слава Богу я состоялся, а мама успела увидеть мои спектакли, и многие ей нравились. Словом, я нашел себя. А ведь очень многие люди так себя и не находят в жизни! Вот в чем сложность и трагедия. И я видел очень много своих коллег, сверстников, которые страдали от этого. Вот, смотрите... я пришел в КБ работать, там талантливейшие, начитанные люди... А зарплата унизительная, и сидят талантливые люди в этом КБ, потом женятся, и глаза все печальней. А ведь каждый мечтал о чем-то в детстве. И люди-то, повторюсь, все умные. А в день зарплаты премию меньше дали. Получил 175 рублей на руки, и что ты с этим будешь делать?

- А где вы работали?

- На оборонном предприятии «Знамя Октября»... Я приходил на работу, и полдня мы с моим другом о театре говорили. А другие полдня что-то там чертили... Так и могла пройти жизнь. Спасибо, опять же, маме, что поддержала меня, когда я решил поступать в театральный институт. Пошла другая жизнь. Ну, повезло! Хотя два года я тоже был без работы. Потом с Лешей Девотченко мы поставили спектакль по Саше Черному. Мы были безработные, никому не нужен был наш спектакль, а ведь спектакль получился, и имел успех, зрительский и у критиков. Тоже, считайте, повезло. Тогда я уже инфантильным не был. Ассистентом работал на «Ленфильме». И спектакль свой первый делал. Смутное время было. В 1991-м выпустил спектакль «Москва. Моление о чаше». Его сразу заметили, и пошло-поехало...

- Но это ведь, наверное, не везение, а скорее закономерность?

- Тогда я работал много, а время было непростое, многие ушли из профессии. Театры плохо жили. Без везения тоже нельзя! Вот ты просто работаешь, и что-то как будто к тебе приходит. Не получилось бы в театре, я, быть может, в кино ушел бы. Ты просто что-то делаешь, делаешь, а выбор как бы сам тебя находит. Я всю жизнь хотел только репетировать и что-то сочинять. И я делал, делал и делал. И мне не важно было, какие деньги заплатят? Будет ли это иметь успех? Но еще раз подчеркну: все это мне помогала делать мама, жизнь которой позволяла мне не задумываться о материальных, утилитарных вещах. А мог ведь и в шоу-бизнес уйти! Приятель спросил: «Ты можешь капустник сделать?» И мы сделали конкурс фото и видео моделей. Все получилось. Большие деньги заработали. Тут же поступили разные предложения из шоу-бизнеса. Я от работы никогда не отказывался. Мне предлагали хорошие контракты. Но... Я отказался. Мне дальше уже не интересно было заниматься шоу-бизнесом.

- Теперь в списке ваших забот еще и Псковский театр драмы. В чем вы видите свою функцию?

- Моя функция - советы, консультации, кого пригласить из режиссеров. Вопросы идеологии. Строить театр мои ученики будут - Саша Кладько и другие ребята. Нашу «Мастерскую везде любят. Главное - создать в театре ансамбль и хорошую атмосферу. Если получится, замечательно. Года три, думаю, на это понадобиться. На создание репертуара человеческого.

Беседовал Александр Донецкий

Источник: Псковский академический драматический театр имени А.С. Пушкина


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!