Оксана Кушляева: Лаборатории – это мощный рычаг привести зрителя в театр

27 июня 2019

Вот и закончился июньский лабораторный  марафон в нашем театре, во время которого на суд зрителей и  беспристрастного жюри  театральных критиков – Жанны Зарецкой, Нияза Игламова, Оксаны Кушляевой выносились пять эскизов спектаклей режиссеров и актерские работы. Сегодня предоставляем заключительное слово нашим уважаемым экспертам:

Оксана Кушляева, театровед, театральный критик, г. Санкт- Петербург:


«Что уже  заранее было интересно в  нынешней лаборатории – то, что выбрана не самая распространенная тема: «Театр и писатель». Все мы знаем, как к юбилеям наших классиков ставятся так называемые «датские спектакли», которые чаще всего бывают проходными, дежурными. Эскизы лаборатории, мне кажется, заставили посмотреть на жизнь наших классиков по-новому, открыть какие-то фантастически удивительные вещи в их биографиях и творчестве. Взять хотя бы историю жизни Ивана Андреевича Крылова, «рассказанную им самим» в эскизе «Нави Волырк, капитанский сын»! Что мы знали о великом баснописце до этого? А ведь такие пьесы  - это еще и  отличный способ рассказать историю страны через конкретную личность.


Конечно, имела место и некая режиссерская несмелость, например, в эскизе «Последняя игра Пушкина». Но это вопрос времени, начало положено, вирус интереса к этой непростой литературной теме привит – и труппе, и зрителям. А эскиз «Пленные духи»! Это уже готовый спектакль, берите и ставьте. Это двойная победа. Во-первых, это очень зрительская постановка, смешная, остроумная театральная история. С другой стороны, это возвращение подзабытой, в свое время очень популярной пьесы братьев Пресняковых. Сегодня она звучит точнее, чем двадцать лет назад, когда она была написана. Я думаю, такой спектакль будет подарком не только псковичам, но и всей театральной России. Это же история не только о Блоке, Андрее Белом и их отношениях с Любовью Дмитриевной Менделеевой, это история о всех прекраснодушных талантливых безумцах, которых затем поглотила страшная эпоха.
Удачной заявкой на зрительский спектакль считаю и эскиз Семена Серзина «Свидетельские показания», в котором речь тоже идет речь о писателе, но уже современном. Человек выпал из окна, а люди, которых опрашивает невидимый следователь, оказывается, знали его с какой-то одной стороны, очень поверхностно. Вот вам пожалуйста, тема для размышлений о нас сегодняшних, не помнящих, не слышащих тех, кто рядом.


Еще замечу, что лаборатория – это всегда хорошая проверка  профессиональной слаженности всех служб театра. В этом отношении Псковский театр меня хорошо удивил – все цеха так четко работали, как завод, в кратчайшие сроки выполняя все, что надо режиссерам. Мы не увидели ни каких-то швов, ни нестыковок. Не было и рутины. Казалось, что все идет очень легко, хотя за этой кажущейся легкостью стоял огромный труд. И прежде всего это относится к артистам, которые так великолепно справились со своей задачей за такие сжатые сроки. Чувствовалась огромная творческая самоотдача не только от молодых актеров, но и от мэтров сцены. Это высокий профессионализм, несомненно, почувствовали и оценили зрители. Так что лаборатория – это еще и мощный рычаг привести зрителя в театр!  

Источник: Псковский академический драматический театр имени А.С. Пушкина


Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!